Актуально для всей России
Актуально для всей России

Бюджет

Бюджет – это установленная процедура формирования и использования денежных ресурсов. Он может быть создан для нужд конкретного индивида, компании, сферы деятельности, регионального уровня или государства в целом на заданный промежуток времени.

С точки зрения экономики, бюджет – это прогноз доходов и расходов. Он включает:

  • материальный аспект, рассматривая его как централизованное средство денег,
  • и социальный аспект, который создает систему отношений при перераспределении доходов.

Современное понимание бюджета в экономическую науку пришло лишь в XVIII веке. До этого не было учрежденных финансовых органов, информация о доходах и расходах была фрагментированной и несистематизированной, представляя собой разрозненные отчеты и сметы.

В области финансов, бюджет признается ключевым элементом как в микроэкономике (бюджеты отдельных экономических акторов) так и в макроэкономике (национальные бюджеты).

По мнению экспертов в области экономики, бюджет – это основной показатель, отражающий финансовое состояние государства, позволяющий оценить методы и способы управления его ресурсами. Государственный бюджет объединяет различные финансовые решения и стратегии, и на его основе формируется кредитная политика страны.

Госбюджет Российской Федерации

В России госбюджет является основным инструментом финансовой политики. Он формируется на основе смет различных государственных ведомств. Процесс создания, утверждения и исполнения бюджета называется бюджетным процедурой, которая находится под регуляцией и надзором бюджетного законодательства, прописанного в Бюджетном Кодексе РФ.

Бюджет России – это законодательный документ, который начинает действовать с 1 января каждого года и действует в течение года.

Разделение бюджета Российской Федерации:

  1. Федеральный бюджет – финансовая основа государства;
  2. Бюджеты субъектов Федерации;
  3. Местные бюджеты, предназначенные для муниципальных образований.

Основные источники доходов бюджета:

  • Налоги (почти 90% всех поступлений, из которых НДС составляет 32%, таможенные пошлины – 28%, налог на добычу полезных ископаемых – 18%);
  • Доходы, не связанные с налогами, а также поступления от целевого финансирования бюджетных фондов (около 10%).

Когда доходы превышают расходы, бюджет имеет профицит. В случае обратной ситуации возникает дефицит бюджета. Есть моменты, когда доходы заметно сокращаются по сравнению с прогнозом. В таких обстоятельствах законодательно разрешается сокращение бюджетных расходов, что называется секвестрацией.

Категории бюджетных расходов включают:

  • военные затраты,
  • экономические расходы,
  • социальное финансирование,
  • затраты на внешнюю политику,
  • административные расходы.

Пропорция между этими категориями меняется каждый год в соответствии с актуальными задачами и стратегией государства.

Формирование бюджетов для индивидуальных компаний актуально по аналогичным причинам, как и для национального бюджета. Такой бюджет базируется на финансовых данных разных подразделений. Особенностью корпоративного бюджетирования является выделение центров финансовой ответственности и определенных функциональных блоков, создающих свои финансовые прогнозы.

Организационные бюджеты могут разрабатываться для разных статей затрат с разной глубиной детализации. Срок, на который создается бюджет, может колебаться от недели до года, исходя из особенностей деятельности компании. Годовой бюджет обычно называется стратегическим или управленческим.