Если объяснять просто, государственный бюджет – это основная книга учета страны, отражающая все финансовые поступления и предполагаемые расходы государства.
Такой документ, как правило, действует в течение календарного года, начиная с 1 января и заканчивая 31 декабря.
Государственный бюджет воздействует на многие аспекты экономики и определяется на законодательном уровне.
Также существует установленный бюджетный порядок, отвечающий за подготовку, детальный анализ, утверждение и последующее исполнение бюджета. Данный порядок несет ответственность за управление государственной казной и осуществление соответствующих контрольных мер. Все аспекты бюджетной деятельности контролируются уполномоченными государственными органами.
Основные функции государственного бюджета включают:
Государственный бюджет является ключевым финансовым механизмом государства, играющим центральную роль в стабильном функционировании и развитии страны. Благодаря средствам, поступающим в бюджет, правительство обеспечивает выполнение своих обязательств, финансирование важных государственных проектов и формирование стратегических резервов.
Государственный бюджет играет решающую экономическую роль в жизни страны. Он отражает конечный спрос потребителей, так как величина бюджета в большой степени формируется из доходов населения. Средства из государственной казны позволяют удовлетворять государственные заказы и закупать необходимые товары и материалы. Оборот средств в рамках бюджета напрямую влияет на ключевые экономические показатели страны, включая:
Все эти показатели тесно связаны между собой, и негативные изменения в одной области быстро влияют на состояние других.
Например, при сокращении бюджетных ассигнований определенной государственной структуре возможно задержка выплаты заработной платы, что может потребовать уменьшения численности персонала. Это, в свою очередь, приведет к росту безработицы и, как следствие, увеличению расходов на социальные выплаты безработным гражданам.
Государственный бюджет выступает в роли ключевого финансового ресурса для страны, выполняя функцию жизненно необходимого элемента для поддержания стабильности и активности национальной экономики. Благодаря этим средствам государство обеспечивает свои долгосрочные и текущие обязательства, финансирует различные национальные программы, а также создает стратегические резервы.
Государственный бюджет играет критическую роль в экономике нации. Он отражает конечный спрос со стороны граждан, так как зависит от их общих доходов. Фонды, мобилизованные через бюджет, используются для исполнения заказов на государственном уровне и для закупок товаров и услуг. Объем средств, циркулирующих в системе госбюджета, определяет ключевые экономические показатели, такие как:
Все эти экономические факторы тесно связаны между собой, и неудачное развитие хотя бы одного из них может негативно повлиять на остальные.
Например, сокращение государственного бюджета за счет уменьшения финансирования отдельных государственных учреждений может вызвать проблемы с выплатой зарплаты. Это может привести к увольнению части персонала, что увеличит безработицу и соответственно расходы на социальные выплаты для безработных.
Еще одним примером служит решение власти уменьшить объем внутреннего долга путем дополнительной эмиссии денег. Это может вызвать рост инфляции из-за отсутствия обеспечения новых денег золотым или валютным резервом страны.
Для оптимизации работы бюджета анализируются следующие параметры:
Доходы государственного бюджета составляют денежные ресурсы, поступающие на общегосударственные нужды на основе законодательства.
Источниками таких средств служат:
Доходы подразделяются на операционные и инвестиционные. Инвестиционные доходы включают в себя доходы от продажи или аренды земли, недр, имущества и проч.
Расходы государственного бюджета представляют собой финансовые средства, направленные на финансовое обеспечение всех аспектов деятельности страны. Они покрывают многие сектора, начиная от социальной защиты населения и заканчивая национальной безопасностью.
Основные направления финансирования:
Баланс бюджета отображает разницу между доходами и расходами. При превышении доходов над расходами говорят о профицитном бюджете. Если ситуация обратная и расходы больше доходов, то бюджет носит дефицитный характер. Дефицит требует дополнительных ресурсов, чаще всего заимствованных, что увеличивает долговую нагрузку на страну. Профицит позволяет укреплять финансовую стойкость страны, собирая дополнительные резервы.
Важность государственного бюджета в экономике страны трудно переоценить. Грамотное управление ресурсами гарантирует устойчивое развитие и благосостояние граждан.
Есть разделение доходов на налоговые и неналоговые, что было отмечено выше.
Основой для формирования налоговых доходов служит налоговая система, созданная государственными структурами. После последних изменений в кодексе о доходах от бюджета, формирование осуществляется через налоговые, неналоговые и безвозмездные начисления. 84% госбюджета РФ формируется за счет налоговых начислений, 7% приходится на неналоговые начисления, а оставшиеся 9% — это доходы от фондов, созданных госорганами.
Среди налогов можно выделить:
Налоговая система является фундаментом финансовой политики государства. Размер налоговых платежей определен законами, а за уклонение от их уплаты предусмотрены уголовные наказания.
Система налогов включает в себя прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с деятельности предприятий и организаций, например, налог на прибыль. Косвенные налоги формируют около 70% дохода бюджета, влияя на стоимость товаров и услуг. К ним относятся НДС, различные транспортные сборы, госпошлины.
Неналоговые доходы включают в себя административные платежи, доходы от государственного имущества, штрафы и прочие поступления.
В эту категорию входят займы, привлеченные государством через акции, облигации и другие инструменты.
Кроме того, выделяют федеральные, региональные и местные налоги, устанавливаемые в разных регионах страны.
Под расходами госбюджета следует понимать сумму средств, выделенных для финансового обеспечения задач и потребностей местных и федеральных органов власти. Существуют разные направления расходов:
Для корректной оценки и анализа доходов и расходов принята система группировки бюджета РФ. Эта система необходима для эффективного формирования госбюджета и предоставления соответствующих отчетов.
Такая структурированная система позволяет адекватно оценить ключевые финансовые показатели госбюджета и создать рамки контроля за движением средств в государственной казне. Применение этой системы также упрощает документационное обеспечение, предоставляя каждому учреждению уникальный код для эффективного учета и отслеживания финансовых операций.
Для тщательного контроля и учета информации о движении денежных ресурсов и иных материальных активов в государственной казне была разработана система бюджетного учета. Эта система функционирует по всей территории государства: в каждом регионе, области и субъекте федерации.
Сам процесс бюджетного учета осуществляется с использованием утвержденного плана счетов, в котором представлена классификация госбюджета РФ.
Отслеживание доходов и расходов ведется по определенным параметрам. Государственный бюджет считается сбалансированным, если общий объем доходов соответствует объему расходов. Такое равновесное состояние бюджета определяется как «балансировка бюджета». Однако достижение такого идеального баланса в реальности чрезвычайно сложно, и чаще всего образуется дефицит или профицит госбюджета.
— это когда доходы бюджета превосходят его расходы. Такое положение может способствовать экономическому росту страны, однако оно случается не так часто. В большинстве случаев страны сталкиваются с дефицитом, когда расходы бюджета превышают его доходы. Практически ни одно современное государство не ушло от наличия бюджетного дефицита. Существует предельно допустимый уровень дефицита, который определяет, что расходы не могут превышать доходы более чем на пять процентов.
Когда расходы превышают доходы бюджета, такое состояние называют дефицитом. Эта ситуация может привести к экономическим трудностям и потенциальной несостоятельности государства. Поэтому для контроля дефицита правительство применяет следующие меры:
Сокращение бюджетных расходов, хоть и эффективно, может повлиять на наименее обеспеченные слои населения, получающие социальные выплаты от государства. Такой подход может уменьшить уровень поддержки правительства среди граждан.
Введение в оборот новых денег может казаться простым и безболезненным решением, однако это может привести к обесцениванию национальной валюты и ускорению инфляции.
Беря в долг у других стран, государство получает возможность быстро покрыть дефицит. Однако этот долг придется выплачивать в течение многих лет, перекладывая финансовую ответственность