Ассигнованием (происходит от латинского слова assignare, что значит «назначать, выделять») подразумеваются финансовые ресурсы, выделяемые правительственными или другими организациями для поддержания различных учреждений или личностей, а также для финансирования определенных целей и задач.
Описание простыми словами
Часто можно слышать, что государство выделяет средства на различные цели, такие как строительство и ремонт дорог, поддержка социально уязвимых слоев общества и так далее. Вот что и называется ассигнованием.
Преимущественно, «ассигнование» используется в рамках государственного и политического управления. Наибольшее распространение получило бюджетное ассигнование.
Бюджетное ассигнование
Термин «бюджетные ассигнования» определен в Бюджетном Кодексе Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998 г. и представляет собой ограниченную величину денежных средств, установленных для выполнения обязательств госбюджета в текущем финансовом году. Другими словами, суммы и их дальнейшее распределение на следующий год определяются государственным бюджетом.
Главным аспектом бюджетных ассигнований является поддержка и финансирование таких организаций, как образовательные и медицинские учреждения, добывающие компании, судебные органы и другие. Кроме этого, ассигнования из бюджета направляются на законно установленные выплаты населению и реализацию разнообразных госпрограмм.
Реципиентами бюджетных ассигнований являются бюджетные организации, а также в некоторых случаях коммерческие структуры и индивидуальные предприниматели, а также физические лица, участвующие в социальных и предпринимательских программах.
Виды бюджетных ассигнований
Виды бюджетных ассигнований определяются их специфическим назначением в рамках бюджета, установленного Бюджетным кодексом РФ. К ним можно отнести:
- Государственные (муниципальные) ассигнования – выделяются для оплаты необходимых товаров, услуг или работ, связанных с государственными или муниципальными потребностями. Получатели таких ассигнований включают казенные, бюджетные и автономные учреждения, а также некоммерческие организации. Основные цели – закупка товаров, оплата услуг или работ различным лицам, выполнение госзаказа, компенсация расходов на оборону, безопасность и так далее.
- Социальные ассигнования – охватывают все виды государственных выплат физическим лицам, такие как пенсии, субсидии, компенсации и прочие формы поддержки граждан.
- Инвестиционные ассигнования юридическим лицам — предназначены для финансирования инновационных и современных проектов и разработок.
- Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – выделяются производителям продукции или услуг для компенсации затрат, кроме затрат на подакцизные товары, произведенные вне территории РФ.
- Межбюджетные переводы – представляют собой дотации и субсидии бюджетам различных субъектов РФ.
- Долговые ассигнации – служат для обслуживания государственного долга.
- Судебные ассигнации – необходимы для выполнения судебных решений и приказов в отношении Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований, связанных с компенсацией ущерба от незаконных действий органов власти на всех уровнях.
Методы планирования бюджетных ассигнований
Каждый специализированный государственный орган занимается планированием бюджетных ассигнований по отдельным видам, руководствуясь текущими и будущими или предполагаемыми обязательствами. Текущие обязательства закреплены законами, договорами и другими нормативными актами, которые не подлежат изменению в течение года. Будущие обязательства формируются на основе планируемых к принятию документов.
Процесс планирования бюджетных ассигнований включает следующие этапы:
- Министерство финансов создает сводный материал о бюджетных ассигнованиях на следующий год и направляет его на обсуждение в различные государственные структуры, включая Управление делами Президента РФ, Госдуму, Совет федерации и высшие судебные органы страны.
- При наличии разногласий образуется подкомиссия, занимающаяся планированием бюджетных ассигнований, причем ее решения являются рекомендательными.
- Несогласованные вопросы рассматриваются на Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, где и принимается финальное решение.
Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования
Бюджетный кодекс включает понятие лимитов бюджетных обязательств, кажущееся схожим с бюджетными ассигнованиями, хотя при детальном анализе различия становятся заметными.
Бюджетные ассигнования фиксируются в специальном документе, известном как бюджетная роспись.
Бюджетная роспись – документ, который составляет главный распорядитель бюджетных средств с определенной целью.
Главным распорядителем или администратором бюджета может выступать орган государственного управления, местного самоуправления или ведущий орган в области образования, здравоохранения, культуры и т.д., обладающий правом распределять бюджетные ассигнования среди своих подчиненных.
Главный распорядитель передает финансовые ресурсы распорядителю средств на разных уровнях (органы местного управления, казенные учреждения и т. д.), который, в свою очередь, распределяет средства между получателями, включая установленные лимиты бюджетных обязательств, т.е. определенные бюджетом суммы расходов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, лимиты бюджетных обязательств определяют объем денежных средств, которые казенные учреждения могут использовать в конкретном финансовом году.
Следовательно, если бюджетные ассигнования представляют собой финансирование для конкретных целей, то лимиты бюджетных ассигнований являются установленными финансовыми рамками (расчет расходов). Лимиты утверждаются и распределяются ежеквартально.
Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда
В бюджете нации заложена статья «Резервный фонд», размером до 1% всех бюджетных расходов. Эти средства направляются на финансирование неожиданных и чрезвычайных затрат.
Резервный фонд может быть использован для бюджетных ассигнований только по указам и распоряжениям Президента РФ.
Запрещено применять ассигнования резервного фонда на финансирование выборов или референдумов.
К тому же, средства из резервного фонда могут быть направлены на меры по предотвращению и устранению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и последствий при решении Правительства РФ.
Подытожив, можно сказать, что бюджетные ассигнования являются ключевым инструментом для поддержания социальной сферы на достойном уровне. Таким образом, государство может оказывать поддержку незащищенным слоям населения, а также ответственным предпринимателям, уплачивающим налоги в бюджет.
Только тщательное и обдуманное планирование бюджета государства позволит выделить необходимый объем ассигнований и оказать поддержку во всех аспектах жизни общества.